Немного истории
История мощеных дорог берет корни еще с античных времен. Традиция закрепилась и в Средневековой Европе. Мостовые создавались из обтесанных булыжников. Дороги считались признаком богатого и культурного города, ведь каменные мостовые были настоящей роскошью.
Уровень технологий не позволял гладко обтесывать камни, создавая ровную поверхность без скосов и ям. Но в те времена это была единственная возможность передвигаться на повозках, каретах в любую погоду. Каменные мостовые не превращались в месиво из грязи, глины и земли во время дождя или снега.
Новый этап начался с создания тротуарной клинкерной брусчатки датчанами. За массовое изготовление продукции взялись голландцы в конце 18 - начале 19 века.
Секрет прочности новых булыжников в более высоких температурах обжига, чем при изготовлении обычного кирпича. При 1200 градусах плавится кварц и окиси металлов, содержащиеся в глиняной смеси. Это спекает массу в целый и однородный слиток, именно поэтому на клинкер не оказывают воздействие внешние факторы. В Европе сохранились тротуары, созданные еще в начале 19 века, что подтверждает уникальные свойства материала.
Сегодня для благоустройства территорий часто используют бетонную плитку. Текучесть сырой массы позволяет создавать кирпичики любых форм. А современные красители обеспечивают расширенную цветовую палитру. Застывший бетон — достаточно прочный продукт, выдерживающий большие нагрузки.
Экономия на стоимости или вложение на десятилетия?
Клинкерная брусчатка — продукт, проверенный временем. 100-летний опыт европейских тротуаров и площадей подтверждает надежность такого типа мощения. Несмотря на это, бетонные модели остаются лидером. Простая калькуляция показывает существенную выгоду, но давайте разберемся насколько это выгодно в долгосрочной перспективе.
Чтобы не быть голословными, мы сравним клинкерную и бетонную плитку по основным характеристикам.
Клинкерная брусчатка против бетона
Характеристики/Материал | Бетон | Клинкер |
Влагостойкость — важный показатель, вносящий весомый вклад в долгий срок службы тротуарного покрытия | Не менее 6% | Не более 3% |
Морозостойкость — устойчивость к полному циклу замораживания и оттаивания | До 200 циклов | До 300 циклов |
Устойчивость к высоким нагрузкам | 400 кг на 1 кв см | 600-800 кг на 1 кв см |
Износостойкость — определяется по истираемости поверхности | Низкая | В 40 раз меньше, чем у конкурента |
Устойчивость цвета | Искусственные красители добавляются в цемент на этапе замеса или готовый брусок покрывается цветным слоем. Методы приводят к истиранию или выгоранию оттенка | Минеральные красители добавляются на этапе замеса перед запеканием, что впечатывает краску в структуру и препятствует изменению гаммы из-за химического или ультрафиолетового воздействия |
Воздействие агрессивных сред | Подвержен коррозии | Устойчив |
Внешний вид | Изготавливается в любой форме. | Из-за оригинальной палитры и возможности использования различных фактур изделие относят к категории дизайнерской |
Ремонт и срок службы | Первый ремонт через 3 года. | Первый ремонт через 15 лет. Долговечный материал |
Бетонная брусчатка выгодно отличается ценой, но значительно проигрывает по качеству и долговечности конкуренту. Выбор за вами — сэкономить сейчас или вложиться в долгосрочную перспективу. Однако, если вы планируете менять дизайн территории на протяжении 10 лет, то первый вариант может быть уместен для вашего случая.